Золотая хохлома

Автор
Опубликовано: 1555 дней назад (17 февраля 2015)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хохлома – старинный русский народный промысел, возник в 17 веке в деревнях на левом берегу реки Волги. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили уже готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.
По распространённой версии уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье приписывался старообрядцам.

Среди жителей лесных деревень было немало людей, спасавшихся от гонения за «старую веру». Среди таких людей было немало иконописцев. А местные мастера владели навыками изготовления деревянной посуды: ложки, блюда, чашки, ковши… Деревянная посуда с самых древних времён была у русского человека в большом употреблении.
Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой было неудобно: древесина впитывала в себя жидкости, быстро загрязнялась. Потом заметили, что промасленные стенки посуды легче моются, посуда дольше сохраняется.
Тогда и возникла идея – покрывать посуду олифой. Олифа покрывала изделие непроницаемой плёнкой. Также поступали и иконописцы для предохранений живописи от влаги. Возможно, что в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы.
Художники изображали в основном растительность: гибкие стебли, листья, ягоды земляники или рябины. Иногда встречаются птицы, рыбы, звери. Птица – символ России, символ свободы, широты русской души.
На основании многолетнего народного опыта была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяемая техника окраски деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота.
Технология изготовления хохломской посуды такова. Сначала бьют баклуши, т.е. грубые бруски заготавливают из дерева, в основном из липы, но бывает из берёзы или осины. Затем мастер на станке придают заготовке нужную форму. Так появляется основа – «бельё», т.е. неокрашенное изделие.
После сушки «бельё» грунтуют жидкой глиной, 7-8 часов сушат. Обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер смачивает тампон из овечьей кожи, и равномерно покрывают изделие. В течение дня они накладывают 3-4 слоя олифы. Эта операция очень ответственная, от неё зависит качество, прочность росписи.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
[/align

Следующий этап – «лужение», т.е. втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную овечьим тампоном. Изделие приобретает красивый бело-зеркальный блеск и готово для росписи. В росписи применяют масляные краски. Главные цвета – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие цвета – немного голубого или зелёного.
Кисти делают из беличьих хвостов так, чтобы можно было провести очень тонкую линию. На фабрике в центре хохломской росписи, г.Семёнове трудится 400 художников. Многие из них имеют звание «Заслуженный художник РФ
Расписанные изделия 4-5 раз покрывали специальным лаком, а потом 3-4 часа закаливали в печи при температуре 150-160
Весь процесс изготовления занимает 56 дней.
Так получалась знаменитая хохломская роспись!
Хохлома – это явление уникальное не только для российского человека, но и для всего мира. Особый размах получила Хохлома в 19 веке. Хохломские изделия расходились не только по всей России, но и вывозились в страны Азии и Европы.
Они привлекали покупателей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничной расцветкой, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении. Лак выдерживал высокую температуру, от горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой расцветки.
Сейчас центр – это город Семёнов недалеко от Нижнего Новгорода, где располагается фабрика «Хохломская роспись». Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних времён на Руси считалось изображение цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняет сегодня хохломская роспись.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Хохлома – визитная карточка нашей страны, символ своеобразия русской декоративной культуры.