+7 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Видеолекторий "Встречи с прекрасным"

Администратор блога: Антонина
Цветы в произведениях любимых писателей
Апрельское заседание видеолектория было посвящено цветам. С древнейших времён цветы занимали особое место в творчестве писателей всего мира.
Для всех народов мира, цветок - это символ прекрасного, эталон красоты. Сегодня трудно представить нашу планету без цветущих растений.С раннего детсвта нам знакомы "Аленький цветочек", С.Аксакова, "Цветик-семицветик", В.Катаева, "Двенадцать месяцев" С.Маршака.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вспомнили произведения таких писателей, как Р.Бредбери "Вино из одуванчиков", А.Дюма "Чёрный тюльпан", "Дама с камелиями", И.Гёте "Ночная фиалка", М.Булгаков "Мастер и Маргарита" и др.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Писатель Владимир Солоухин писал: «Если вы увидите цветок, то не проходите мимо. Наклонитесь, поглядите на чудо. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Берёт крупинку мягкой чёрной земли, дождинку и воздух, голубой лоскуток неба и лучик солнца. Всё смешивает без пробирок и колб. И вот из одной и той же чёрной земли он - то красный, то синий, то сиреневый, то золотой. Природа – мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое чудо. Наполнило его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются - вечны.
Ювелирные яйца фирмы Фаберже
Пасхальные яйца Карла Фаберже
Яйца Фаберже – одни из самых дорогих ювелирных изделий в мире. Первое яйцо Фаберже появилось в 1885г
Карл Фаберже производил разнообразные ювелирные изделия, но славу ему принесли именно ювелирные яйца, известные во всём мире как яйца Фаберже. Всего в мире существует 71 яйцо фирмы Фаберже. И 54 из них были императорскими.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В России с давних времён существовала традиция преподносить в качестве подарка к Пасхе декорированные яйца как символ весеннего возрождения и плодородия. Цари и их ювелиры обратили эту православную традицию в захватывающее искусство. Идея пасхальных яиц принадлежит царю Александру III. Условий было всего три: яйцеобразная форма, уникальность и сюрприз. Царь просил, чтобы яйца содержали какой-нибудь "сюрприз".
Карл Фаберже создал для царской семьи пасхальные яйца: «Курочку», Зимнее, Пеликан, Ландыши, Клевер, Павлин и многие другие, историю которых слушатели узнали из материалов видеолектория.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пасхальные сувениры изготавливались в атмосфере строжайшей тайны. И сюжет нового яйца, и сюрприз, в нём скрытый, сохранялись в секрете, даже от заказчика… Перед каждой Пасхой царская семья Романовых с нетерпением предвкушала, чем на сей раз удивит придумщик Карл Густавович Фаберже. В 1913 году он преподнёс императорской семье яйцо «Зимнее», самое дорогое из всех яиц Фаберже, изготовленных для Романовых. Оно было выполнено из бриллиантов, хрусталя и опалов. Сюрпризом этого яйца была корзина с анемонами.
Слушатели лектория с интересом узнали история самых известных, самых роскошных, самых сказочных и самых дорогих пасхальных яиц.
[/b][/b]
Волшебное стекло: магические свойства зеркал
Волшебное стекло
Возраст самых древних зеркал – несколько тысяч лет. Сначала это были отполированные камни – горный хрусталь, пирит, обсидиан, а затем бронзовые, серебряные или золотые диски. С одной стороны они были тщательно отполированы, а с другой – украшенные узорами. Настоящее зеркало было изобретено в 1279г., когда придумали способ покрывать стекло тонким слоем свинца.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Технология была очень сложной и мастера свято хранили секреты производства. Весь мир покупал венецианские зеркала. С открытием зеркальных фабрик зеркала резко упали в цене. Они стали появляться в домах не очень богатых горожан.
В России зеркальное производство появилось при Петре I, причём русские мастера научились изготавливать такие огромные зеркала, что привело в изумление всю Европу, таких зеркал там ещё не выпускали/

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Неслучайно зеркало занимает особое место в ритуалах и суевериях многих народов. В самых разных культурах принято считать, что в зеркале видна душа человека.
Некоторые народы запрещают смотреться в зеркало беременным женщинам и некоторое время после родов. Этот запрет имел глубокий охранный смысл. Ведь чужая генетическая информация, запомненная зеркалом, может навредить и матери, и будущему ребёнку.
Не исключено, что в зеркалах оставляют следы и наши эмоции. Зеркало запомнит плохую информацию. А потом зеркало может отдать эту негативную информацию другим людям, смотрящимся в него.
Хорошо, когда зеркало из поколения в поколение аккумулирует добрые излучения семьи. Может быть, поэтому дурным знаком считалось разбить старое фамильное зеркало?
В современном мире зеркала находят себе массу применений, а ведь поначалу они казались предметом весьма легкомысленным.
Несколько моментов, где можно разместить зеркало в квартире по фэн-шуй:
-Нехорошо, когда в спальне висит зеркало и в нём отражается кровать. Это вредит здоровью и вообще портит семейные отношения;
- В прихожей нельзя вешать зеркало напротив входной двери и на самой входной двери. Это энергетически обесточивает вашу квартиру;
- В ванной нельзя делать зеркальные потолки или полы, это нехорошо;
- Нельзя украшать разбитыми зеркалами, как мозаикой, вазы, часы, фоторамочки.
[/b]
"Из села - на подиум"
Разговор о валенках начался с песни "Валенки, валенки..." в исполнении Лидии Руслановой. Валенки - вид зимней обуви из натуральной шерсти. Они сохраняют тепло и спасают в самые лютые морозы от переохлаждения Присутствующие узнали об истории изготовниия валенок, их производство,какое значение имели валенки в жизни русского народа. Много нового узнали о целебных свойствах валенок, какое влияние оказывают валенки на здоровье человека.[/b]

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
"Мир Байкала удивителен и неповторим..."
В канун завершения Года экологии в России слушатели видеолектория совершили виртуальное путешествие по Байкалу.
Байкал внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы попасть в этот список необходимо соответствовать хотя бы одному из четырёх критериев. Байкал отвечает по всем четырём критериям:
- Байкал – самое древнее озеро, ему 25 миллионов лет;
- самое глубокое озеро на Земле (1642м);
- самое длинное (636 км.);
- крупнейший в мире источник пресной воды. (19% от мировых запасов).
Учёные настаивают: посещать Байкал полезно для организма. Японцы окрестили такой эффект ландшафтной терапией. У них это лицезрение Фудзиямы или цветущей сакуры: час-другой посидишь, вглядываясь в чудо природы, — и нормализуется давление, яснеет голова. Без всякой химии! Те, кто любуется байкальскими красотами, давно оценили это лекарство.
А также вниманию собравшихся был представлен аннотированный список литературы "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"
"Царь воздуха" (творчество А.К.Саврасова)
По традиции на осеннем заседании видеолектория ведущие знакомят присутствующих с творчеством художников-пейзажистов. На сей раз любители живописи познакомились с талантливым художником трагической судьбы Алексеем Саврасовым
С главной картиной художника "Грачи прилетели" все знакомы чуть ли не с самого раннего детства.
А вот с другими его работами (Волжские пейзажи, зимние, картины русской природы) познакомились на заседании. Любимым временем года для Саврасова была ранняя весна. В это время к нему приходило вдохновение, он становился весёлым и бодрым и создаёт весенние пейзажи: "Распутица", "Оттепель", "Весенний день" и др. Лучший его ученик Исаак Левитан назвал Сарасова " родоначальником русского пейзажа".
Храни меня, мой талисман!
Издавна на Руси люди жили в защищённом мире. Из матушки-природы они черпали силу и мудрость, общались с душами рек, деревьев, животных. Для них всё это было наполнено жизнью.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Обереги применяли как волшебное средство, спасающее от нечистой силы, хранящее от болезней, сглаза, порчи… Они защищали людей, скот, жилище, землю … Их носили на цепочках или шнурках на шее, пришивали к одежде, вешали у дверей, их клали малым детям под подушку, брали с собой, когда судились, торговали, любили или воевали.
На Руси землю-матушку любили и уважали, и она защищала людей. Мешочек с пригоршней родной земли носили на груди, как оберег. Воду боготворили не менее земли. Её уважали, как неиссякаемый источник жизни и носили её символ, как защитный узор в виде волнистой или зигзагообразной линии на одежде , домашней утвари.
Не менее земли и воды почитали древние люди и огонь. Поэтому особую силу имели обереги, выкованные кузнецом из раскалённого железа. К человеку, держащемуся за железо, никакая нечистая сила не приблизится.
И подкова – тоже из железа… Классическим оберегом для привлечения удачи считается подкова
Раньше обереги называли наузы – узлы, плетённые обереги, а также завязанные на особый узелок мешочки с землицей или травами….
Но самый лучший оберег – это всё равно – чистота помыслов.


[/b]
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Жостово - цветочный букет
Жостовским подносам уже 200 лет. Сколько за это время сделано рисунков, неизвестно. Но точно известно, что с тех пор, как появились первые мастерские росписи по лаку, ни один художник, ни разу не повторил рисунок. Надо сказать, что все жостовские подносы – авторские, каждый рисунок подписан. Но спрятан в букете так, что его очень трудно найти. Только в 19 веке подносы стали изготавливать в Жостово. Любой поднос начинается с тонкого стального листа.
Роспись производится по чёрному фону. Кроме традиционных чёрных подносов бывают синие, красные, зелёные и жёлтые.
Основной мотив росписи – цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Существуют особенности росписи жостовских подносов. Для этого используются масляные краски на льняной основе. Краски наносятся только лёгкими беличьими кисточками.
Жостовский мастер никогда не пишет с образца, перед ним нет живых цветов, он пишет по воображению.
Цветочный букет – основной мотив жостовской росписи. В жостовском букете можно увидеть нежные и яркие оттенки. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов – роза; алый мак, звёздчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополняют композицию более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики. Мелкие цветы скромно прячутся в глубине, но иногда их выделяет яркий луч света. Собранные в букет на блестящем чёрном фоне садовые и полевые цветы несут людям радость, поэзию цветущей природы. Ведь вряд ли найдётся человек, не любящий природу, а тем более цветы.

[/b]
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
"Я в том городе живу, я этот город знаю"
Тында! Малая наша Родина! Таёжный городок с населением 33500 человек, малозаметная точка на географической карте страны.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Только не всегда он был городом. Сначала - это был посёлок Тындинский с населением чуть больше 3000 человек. И только с началом строительства БАМа он стал расти и развиваться.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


О дорогих и памятных каждому тындинцу местах шла речь. Это памятники и мемориальные доски города Тынды, установленные знаменитым людям города.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

"Мастер дивного света" (К 175-летию А.И.Куинджи)
Куинджи – один из самых таинственных и загадочных художников. Он загадал загадки, которые до сих пор не могут отгадать.
Ни один из русских художников не окутан таким ореолом таинственности, как Архип Куинджи, ни о ком не слагали столько легенд, как о нём. В нем поражало все: и внешность, и манеры поведения, и образ жизни, а главное – стиль написания его картин.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Его картины поражают световыми иллюзиями. Когда Куинджи впервые выставил в зале главную картину своей жизни «Ночь на Днепре» (1880), его обвиняли в том, что он подсвечивает картину изнутри, дескать, такие световые эффекты недоступны мастерству живописи. Эта картина передала эффект освещения настолько реально и убедительно, что зрители были просто поражены. Подозревали, что Куинджи - самозванец, что он присвоил себе картины после смерти настоящего художника.
Он мог замолчать, и годами не выставлять своих новых работ. Он уже был знаменитым мастером, когда начал скупать свои картины, которые, по его мнению, были недостойны его, и уничтожать их. Куинджи сжег в своей мастерской более ста картин. Остались, - лучшие.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Архип Куинджи родился в январе 1841 года. Будущий художник был сыном сапожника. Отец был грек, отсюда такая необычная фамилия, которая переводилась, как «золотых дел мастер».
Девушка Вера, которая стала возлюбленной Архипа, жила на той же улице, что и Архип. Отец её – богатый и прижимистый купец Леонтий Шаповалов торговал хлебом и скотом. Сирота Архип в качестве зятя в планы купца никак не входил. Много ли денег могли принести картинки?
Но дочь Вера заупрямилась и заявила папеньке Леонтию Спиридоновичу, что, ни за кого, кроме как за бедняка Архипа, замуж не пойдет, и никаких других женихов видеть не желает. Отец поставил парню условие: принести сто рублей золотом и Вера твоя. Для Архипа это была огромная сумма. Куинджи уехал в Петербург на заработки, а через 3 года вернулся. Но упрямый купец запросил ещё больше денег и Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь, много работал и спустя 9 лет, накопив 10 тысяч серебром, вернулся в родной город. В 1875г. Архип (34года) и Вера сыграли свадьбу и отправились в свадебное путешествие на остров Валаам. Но по пути оно попали в шторм, корабль потерпел кораблекрушение и они чуть не погибли.
Спасшись, уже на берегу, они решили, что им помог сам Господь, сохранил им жизнь, и они в ответ должны были делать благие дела. Чета Куинджи занялась благотворительностью.
Семья Куинджи жила очень скромно, на себя они тратили буквально копейки, у них был поистине «студенческий» бюджет. Обстановка в доме простая, единственный дорогой предмет – это фортепиано, на котором играла Вера Леонтьевна. Единственным украшением – цветя на окне.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Архип Куинджи был человеком огромной физической силы. Высокий, широкоплечий, кряжистый, мускулистый он походил на могучего древнегреческого бога. Куинджи гордился львиной гривой курчавых темных волос. На его выставки люди приходили не только посмотреть необычные картины, но и увидеть воочию художника, о котором ходило столько слухов. Смуглая внешность Куинджи в Петербурге была столь же экзотична, как и его фамилия.
В 1910 году Архип Иванович заболел воспалением легких. Умер от неизлечимых на то время осложнений.
На похоронном венке мастера было написано «Художнику беспримерной самобытности».
Илья Репин сказал про А.И.Куинджи: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему».[/b]