+7 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Видеолекторий "Встречи с прекрасным"

Администратор блога: Антонина
Храни меня, мой талисман!
Издавна на Руси люди жили в защищённом мире. Из матушки-природы они черпали силу и мудрость, общались с душами рек, деревьев, животных. Для них всё это было наполнено жизнью.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Обереги применяли как волшебное средство, спасающее от нечистой силы, хранящее от болезней, сглаза, порчи… Они защищали людей, скот, жилище, землю … Их носили на цепочках или шнурках на шее, пришивали к одежде, вешали у дверей, их клали малым детям под подушку, брали с собой, когда судились, торговали, любили или воевали.
На Руси землю-матушку любили и уважали, и она защищала людей. Мешочек с пригоршней родной земли носили на груди, как оберег. Воду боготворили не менее земли. Её уважали, как неиссякаемый источник жизни и носили её символ, как защитный узор в виде волнистой или зигзагообразной линии на одежде , домашней утвари.
Не менее земли и воды почитали древние люди и огонь. Поэтому особую силу имели обереги, выкованные кузнецом из раскалённого железа. К человеку, держащемуся за железо, никакая нечистая сила не приблизится.
И подкова – тоже из железа… Классическим оберегом для привлечения удачи считается подкова
Раньше обереги называли наузы – узлы, плетённые обереги, а также завязанные на особый узелок мешочки с землицей или травами….
Но самый лучший оберег – это всё равно – чистота помыслов.


[/b]
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Жостово - цветочный букет
Жостовским подносам уже 200 лет. Сколько за это время сделано рисунков, неизвестно. Но точно известно, что с тех пор, как появились первые мастерские росписи по лаку, ни один художник, ни разу не повторил рисунок. Надо сказать, что все жостовские подносы – авторские, каждый рисунок подписан. Но спрятан в букете так, что его очень трудно найти. Только в 19 веке подносы стали изготавливать в Жостово. Любой поднос начинается с тонкого стального листа.
Роспись производится по чёрному фону. Кроме традиционных чёрных подносов бывают синие, красные, зелёные и жёлтые.
Основной мотив росписи – цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Существуют особенности росписи жостовских подносов. Для этого используются масляные краски на льняной основе. Краски наносятся только лёгкими беличьими кисточками.
Жостовский мастер никогда не пишет с образца, перед ним нет живых цветов, он пишет по воображению.
Цветочный букет – основной мотив жостовской росписи. В жостовском букете можно увидеть нежные и яркие оттенки. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов – роза; алый мак, звёздчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополняют композицию более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики. Мелкие цветы скромно прячутся в глубине, но иногда их выделяет яркий луч света. Собранные в букет на блестящем чёрном фоне садовые и полевые цветы несут людям радость, поэзию цветущей природы. Ведь вряд ли найдётся человек, не любящий природу, а тем более цветы.

[/b]
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
"Я в том городе живу, я этот город знаю"
Тында! Малая наша Родина! Таёжный городок с населением 33500 человек, малозаметная точка на географической карте страны.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Только не всегда он был городом. Сначала - это был посёлок Тындинский с населением чуть больше 3000 человек. И только с началом строительства БАМа он стал расти и развиваться.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


О дорогих и памятных каждому тындинцу местах шла речь. Это памятники и мемориальные доски города Тынды, установленные знаменитым людям города.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

"Мастер дивного света" (К 175-летию А.И.Куинджи)
Куинджи – один из самых таинственных и загадочных художников. Он загадал загадки, которые до сих пор не могут отгадать.
Ни один из русских художников не окутан таким ореолом таинственности, как Архип Куинджи, ни о ком не слагали столько легенд, как о нём. В нем поражало все: и внешность, и манеры поведения, и образ жизни, а главное – стиль написания его картин.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Его картины поражают световыми иллюзиями. Когда Куинджи впервые выставил в зале главную картину своей жизни «Ночь на Днепре» (1880), его обвиняли в том, что он подсвечивает картину изнутри, дескать, такие световые эффекты недоступны мастерству живописи. Эта картина передала эффект освещения настолько реально и убедительно, что зрители были просто поражены. Подозревали, что Куинджи - самозванец, что он присвоил себе картины после смерти настоящего художника.
Он мог замолчать, и годами не выставлять своих новых работ. Он уже был знаменитым мастером, когда начал скупать свои картины, которые, по его мнению, были недостойны его, и уничтожать их. Куинджи сжег в своей мастерской более ста картин. Остались, - лучшие.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Архип Куинджи родился в январе 1841 года. Будущий художник был сыном сапожника. Отец был грек, отсюда такая необычная фамилия, которая переводилась, как «золотых дел мастер».
Девушка Вера, которая стала возлюбленной Архипа, жила на той же улице, что и Архип. Отец её – богатый и прижимистый купец Леонтий Шаповалов торговал хлебом и скотом. Сирота Архип в качестве зятя в планы купца никак не входил. Много ли денег могли принести картинки?
Но дочь Вера заупрямилась и заявила папеньке Леонтию Спиридоновичу, что, ни за кого, кроме как за бедняка Архипа, замуж не пойдет, и никаких других женихов видеть не желает. Отец поставил парню условие: принести сто рублей золотом и Вера твоя. Для Архипа это была огромная сумма. Куинджи уехал в Петербург на заработки, а через 3 года вернулся. Но упрямый купец запросил ещё больше денег и Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь, много работал и спустя 9 лет, накопив 10 тысяч серебром, вернулся в родной город. В 1875г. Архип (34года) и Вера сыграли свадьбу и отправились в свадебное путешествие на остров Валаам. Но по пути оно попали в шторм, корабль потерпел кораблекрушение и они чуть не погибли.
Спасшись, уже на берегу, они решили, что им помог сам Господь, сохранил им жизнь, и они в ответ должны были делать благие дела. Чета Куинджи занялась благотворительностью.
Семья Куинджи жила очень скромно, на себя они тратили буквально копейки, у них был поистине «студенческий» бюджет. Обстановка в доме простая, единственный дорогой предмет – это фортепиано, на котором играла Вера Леонтьевна. Единственным украшением – цветя на окне.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Архип Куинджи был человеком огромной физической силы. Высокий, широкоплечий, кряжистый, мускулистый он походил на могучего древнегреческого бога. Куинджи гордился львиной гривой курчавых темных волос. На его выставки люди приходили не только посмотреть необычные картины, но и увидеть воочию художника, о котором ходило столько слухов. Смуглая внешность Куинджи в Петербурге была столь же экзотична, как и его фамилия.
В 1910 году Архип Иванович заболел воспалением легких. Умер от неизлечимых на то время осложнений.
На похоронном венке мастера было написано «Художнику беспримерной самобытности».
Илья Репин сказал про А.И.Куинджи: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему».[/b]
История русской куклы
Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая её, ребёнок узнаёт историю своего народа. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают её законы.
Итак, игрушка-кукла имеет многовековую историю. Назначение такой игрушки-куклы – забавлять ребёнка, помогать ему, познавать мир.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Были разные игрушки, но важную роль отводили кукле, так как человек видит в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существует даже такая примета, что если дети много играют в куклы, то в семье будет прибыль и достаток, а, если небрежно относится к своей игрушке – то быть беде.
Девочки-подростки сами делали куклы себе и младшим сёстрам, одевали их по-своему вкусу. По мастерству изготовления одежды для кукол, судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось красивым, значит, девочка готова обучаться шитью взрослой одежды и её можно отпускать на учёбу к мастерице.
И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы, говорили:[/b]
«Да она до сих пор в куклы играет» и считалась неумёхой.
С любовью, сделанная своими руками, кукла была гордостью девочки и её верной подругой. Во все времена игра ребёнка формировала его облик: ум, физические и нравственные качества. Девочки кормили куклу, одевали, разговаривали с ней, делились тайнами, секретами.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дети до 5 лет ходили в одной одежде – длиннополой подпоясанной рубахе до пят. Поэтому, куклы-мартиночки, делались без опознавания пола, мальчики и девочки одинаковые.
Символические куклы сопровождали и другие крестьянские праздники и обряды. Куклы приносили удачу и богатство, сулили хороший урожай и были символом продолжения рода.
Кукла участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни земной: отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Все куклы делятся на 3 группы:
-куклы-обереги; -обрядовые куклы; -игровые куклы.
Куклы-обереги говорят сами за себя. Они оберегали от болезни, от несчастий и злых духов, отвлекали на себя злые силы и тем самым оберегали своего хозяина. После свадьбы на колени невесте клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого, к молодой жене приходит материнская сила. В колыбельку к ребёнку клали тоже куклу-оберег, считая, что она охраняет его сон и покой.
Кукла-куватка была связана с таинством рождения ребёнка. Люди верили, что кукла оберегала сон и спокойствие ребёнка.
Кукла-ангел дарилась на день рождения и на Пасху и делали её в основном красной или белой, иногда зелёной. Куклу-ангел, подаренную на день рождения вешали над кроваткой. Украшали ёлку.
На Рождество дарили куклу-кубышку. В рукав, подол, голову которой зашивали монетку, чтобы привлечь богатство и чтобы в доме водились деньги. Провожая Масленицу, на костре сжигали большую соломенную куклу.
Куклу-купавку делали на Ивана Купалу, чтобы потом сплавить по реке. Считалось, что вместе с куклой уплывут от людей все недуги и несчастья.
К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под берёзу, водили хоровод. В конце обряда топили в реке.
В старину, когда весь урожай был собран с полей, на посиделках мастерили кукол в подарок на праздник Филипповку. У такой куклы было 3 пары рук, чтоб зимой хозяйка не сидела в доме без дела – пряла, вязала, стряпала.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В нарядах кукол преобладал в основном красный цвет, цвет солнца, тепла и радости.
Игровая кукла самая древняя и наиболее популярная. Игровые куклы были предназначены для забавы детям, независимо от социального статуса. В куклы играла и маленькая принцесса, и крестьянская девочка. Постепенно обряды забываются… а куклы остались.
"Нежно-голубое чудо - сказочная гжель"
Слушатели видеолектория с интересом узнали об истории, производстве гжельских изделий. С удовольствием посмотрели видеосюжет о многообразии, красоте и неповторимости гжельского рисунка на фарфоровых изделиях.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Немногие знают, что изначально гжелью называли местность в московской области, где находилось гжельско-кудиновское месторождение глины. Глины практически на поверхности, огнеупорные и очень высокого качества.
А земли были, наоборот, неурожайные, скудные из-за глинистой почвы. Так что сам Бог велел им заниматься гончарным делом. Крестьяне всё делали сами: глины накопали, водичкой размыли – и на гончарный круг. Обжигали в самодельных печах.
А уже потом стали появляться первые заводы, но, в то же время очень много частных мастерских.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Этот особенный вид фарфоровых изделий отличается своим нежно-синим цветом. По снежно-белому фарфоровому изделию проходит кисть художника, смоченная в окись кобальта и на изделии «вырастает» неповторимый геометрический или растительный орнамент. Казалось бы, одноцветная роспись должна сделать фарфоровое изделие монотонным, скучным. Однако, всё получалось наоборот, – благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками (более 20)
И получится гжель-чудо. И делают это мастера из трудовых династий – самородки, таланты, у каждого свой стиль, особый почерк, идея, придумка.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сюжеты самые разнообразные: - Орнамент, рисунок, мотивы подсказывает сама природа: земляничные листики, луговые травы, цветы (розы, пионы, клевер). Времена года: снежинки, облака, сцены из деревенской жизни.
Вот уже 7 столетий гжельский промысел радует нас. Гжельские изделия прошли проверку временем и сейчас являются востребованными и любимыми во всём мире.
В заключение все присутствующие посмотрели танец «Гжель» в исполнении народного хореографического ансамбля «Россияне».

[/b]
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Домик пряничный стоял

Пряничный домик - магия традиций и вкуса.

Сказка братьев Гримм, - это сказка, с которой началась история пряничного домика.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Могли ли подумать братья Гримм , что их волшебная сказка положит начало удивительной кулинарной традиции. Описанный в их сказке пряничный домик стал идеей для умелых кондитеров.
Кулинарный домик стал очень популярным в немецких домах и превратился в неизменный атрибут рождественских ярмарок. А их украшение стало настоящим искусством.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Спрос на это кондитерское изделие велик, поэтому пекарни по всей Европе наладили массовый их выпуск. А главное, для выпуска домиков стали использовать специальное пряничное тесто, которое долго не черствело. Особенно домик покорил детей, которые за обе щёки уплетают пряничные крыши и сахарные окошки. Он не только красив, но и вкусный, если его украсить конфетами, зефиром, орехами. Дети играли с домиком, фантазировали, а потом съедали.
Сегодня пряничные домики можно купить во всех европейских магазинах. Ежегодно проводятся фестивали, конкурсы, посвящённые шедевру, изделию из медово-пряничного теста.
Таким образом, искусство пряничных домиков продолжается более 200 лет.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Художник света и воздуха: Василий Поленов
Имя В.Д.Поленова известно миллионам людей. Без его живописи невозможно представить русскую живопись 19 века.
Его мама художница-любитеольница привила любовь к живописи. Поленов успешно закончил Академию художеств в С.-Петербурге.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Прежде всего В.Д.Поленов известен нам по картине "Московский дворик", которая стала его визитной карточкой. На ней изображён уголок типичной старой Москвы.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Развитие Поленова-пеёзажиста неразрывно связано с жизнью на берегу Оки, которая стала для него неиссякаемым источником творческого вдохновения.
Особенно примечательна в этом плане картина "Золотая осень". Смотришь на картину и диву даёшься, как можно так тонко передать неповторимую красу ранней осени.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
"Как молоды мы были...."
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

b]Композитором столетия назвал Александру Пахмутову Лев Лещенко. Думаю, что с этим согласятся не только люди советского поколения, но и более молодые.
Всего 7 нот понадобилось этой великой женщине-композитору, чтобы создать выдающееся музыкальное сопровождение целой эпохи. Музыканты говорят, счастливая судьба песни исчисляется 5 годами, песни Пахмутовой поют десятилетиями. Всего же их написано более 400. Её песням не суждено состариться, они обречены на вечную жизнь и популярность.
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929г. в пос. Бекетовка под Сталинградом. Её отец Николай Андрианович с детства отличался музыкальной одарённостью: играл на пианино, скрипке, балалайке, арфе… Однажды мать застала свою 3-х летнюю дочь у пианино, девочка на слух подбирала только что услышанную мелодию. В 5 лет маленькая Аля сочинила своё первое произведение – фортепианную пьесу «Петухи поют». В 9 лет – вместе с отцом в клубе играла в 4 руки симфонию Моцарта.
Мама возила Алю на поезде в Сталинград в муз.школу.
22 июня 1941г. 11-летняя Аля Пахмутова исполняла своё сочинение вальс на концерте – победителей муз.конкурса.
Не успела Аля выступить, как концерт был прерван страшным сообщением – началась война!
Девочка-подросток Аля с аккордеоном выступала в госпиталях перед ранеными солдатами. Наверное, именно тогда она поняла, какой огромной силой обладала музыка, как нужна людям хорошая песня. Кто-то из бойцов сказал тогда: «В Москву тебе надо, учиться». Об этом Аля мечтала давно. Уговорила отца и он в самый разгар войны, 1943г. отвёз дочь в Москву. Она поступила в муз.школу при Московской консерватории, где занималась по классу фортепиано. Через 5 лет талантливая девочка стала студенткой композиторского отделения Консерватории, а позже закончила аспирантуру и посвящает себя классической музыке. Но современем стала сочинять песни, которые и сделали её всемирно известным композитором.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Никто не сомневался, что её гениальность проявилась бы любом жанре, но судьба на всю жизнь связала её с песенным творчеством.
Но песни создаёт не один композитор, как правило, это ещё и поэт. Среди авторов стихов песен А.Пахмутовой – выдающиеся поэты: Л. Ошанин, Р.Рождественский, Р.Казакова, М.Матусовский, Е.Долматовский….

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Но наиболее плодотворным стал творческий союз А.Пахмутовой с Н.Добронравовым – поэтом и супругом. Впервые они встретились на радио. Муз.редактор радио Ида Горенштейн попросила молодых написать песню о летнем отдыхе детей. Так появилась песенка «Лодочка моторная». Этим же летом поэт и композитор поженились.
«На этой лодочке мы и отправились в плавание по жизни, - шутит Н.Добронравов. И уже почти 60 лет они вместе: он пишет стихи, она – музыку. Практически все их песни стали хитами. И народным достоянием, золотым фондом страны. В их песнях – судьба страны и судьба народа, память о войне и начале освоения космоса, подвиги лётчиков и строителей, романтика геологов и путешественников. Музыка для к/ф занимает особое место в жизни и творчестве А.Пахмутовой. Она написала музыку к таким фильмам: «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву», «Полынь – трава горькая», «Сын за отца» и др.
Но первый фильм, где прозвучала её «Песня о тревожной молодости» был фильм «По ту сторону», снятый в 1957г.
В 1962г. в составе творческой бригады А.Пахмутова по заданию ЦК комсомола отправилась в Сибирь, поддержать молодёжь на стройках. Они плыли на пароходе и останавливались у населённых пунктов. Палуба, где стояло пианино, превращалась в сцену, после концерта они плыли дальше. Однажды на пароходе оказалась молодёжь, направлявшаяся на комсомольскую стройку. Всю ночь на палубе играл баян и танцевали девушки. А.Пахмутова познакомилась с ними, они разговорились, и у неё возникло желание написать песню. Так родилась песня «Девчонки танцуют».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда А.Пахмутову спрашивают: «В вашем творческом багаже много песен. А могли бы Вы назвать самые любимые?» В числе прочих она всегда называет «Старый клён» из к /ф «Девчата» в исполнении Л.Овчинниковой.
Песни А.Пахмутовой поистине прекрасны. Каждая песня имеет свою судьбу. Когда люди слышат песни А.Пахмутовой, у них поднимается настроение: столько в них лирики и нежности.
Песня «Нежность» была написана для к/ф «Три тополя на Плющихе».
Пахмутова поначалу отказывалась сочинять песню для «тётки, которая приехала на рынок мясом торговать». Но режиссёр фильма Т.Лиознова уговорила Пахмутову посмотреть фильм. Увидев на экране поющую Т.Доронину и печальные глаза влюблённого О.Ефремова, Пахмутова заявила, что этот сюжет она не отдаст никому. И пока шла от «Мосфильма» до стоянки такси сочинила мелодию песни.
Когда 23 апреля 1967г. в космос полетел В.Комаров, то Ю.Гагарин позвонил Пахмутовой и сказал: «Алечка, я хочу сказать, что В.К. перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню «Нежность». Это был его последний полёт, он разбился при посадке на Землю.
Эту песню, ставшую классикой, исполняли многие певцы: Ю.Гуляев,И.Кобзон,Т.Синявская, Л.Зыкина и др. Но первым её исполнителем была М.Кристалинская. Когда она её пела в колонном зале Дома Союзов, у неё капали слёзы из глаз, настолько она её трогала.
Создавая ту или иную песню А.Пахмутова чётко представляла, кто должен её исполнить. А песни этого композитора мечтали исполнить самые именитые певцы. Пахмутова и Добронравов хотели, чтобы их песню «Надежда» исполнил И.Кобзон. Они считали, что эта песня «мужская», писали из расчёта на мужской голос. Но певец отказался от неё. А потом Анна Герман попросила свою подругу Анну Качалину, редактора студии грамзаписи «Мелодия» прислать её несколько сов.песен, среди которых была и «Надежда». И А.Герман сразу её выбрала, говорила, что она напомнила ей друзей-геологов.
И как говорит сама А.Пахмутова: «Надежда» - эта песня одна из самых удачных.«Надежда» была написана в 1974г., но её и по сей день поют. У неё счастливая судьба: её и в космосе поют, и на концертах она часто звучит. Её подпевают в зале, поют в компаниях. Она стала почти народной.
Шли годы, сменялись поколения, правители, а талант и душа А.Пахмутовой помогали ей в любые времена оставаться достойным человеком. Она ни в чём не изменяла себе и своим принципам, оставалась символом и визитной карточкой своей страны.
Такой визитной карточкой Олимпиады-80 стала песня «До свидания, Москва». Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса, как лучшая песня, написанная к олимпиадам. За полгода до московской Олимпиады Пахмутовой и Добронравову заказали песню «До свидания Москва – здравствуй Лос-Анджелес!». Но в дело вмешалась политика: началась война в Афганистане и США бойкотировали олимпиаду в Москве и поэтому им предложили написать спокойную лирическую песню о прощании с олимпиадой в день закрытия, так родилась песня «До свидания, наш ласковый Миша».
Уже после Олимпиады в 1982г. была написана, пожалуй, одна из самых лирических песен А.Пахмутовой – «Я не могу иначе». Она стала визитной карточкой В.Толкуновой. Александра Николаевна мне позвонила и сказала: «Я написала песню, ты должна её спеть». А Николай Добронравов добавил: «Она для твоего характера, для твоей сути: актёрской и женской», - рассказывала певица. Мне очень понравились и музыка, и стихи. Знаете, есть песни, которые становятся знаменитые после первого же исполнения. Вот к таким принадлежит песня «Я не могу иначе». После премьеры, а это было 8 Марта в программе «Голубой огонёк», редакцию просто завалили письмами с просьбой повторить песню.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Песни А.Пахмутовой мы знаем наизусть, просто на уровне подсознания, даже не задумываясь, что у ни х есть автор. Даже не верится, что все эти песни, такие разные и такие прекрасные написал один человек. Дарить людям радость – главная правда А.П. и в жизни, и в музыке. Думаю, что песни, которые мы сегодня услышали, принесли вам радость и хорошее настроение.[/b]
Золотая хохлома
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хохлома – старинный русский народный промысел, возник в 17 веке в деревнях на левом берегу реки Волги. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили уже готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.
По распространённой версии уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье приписывался старообрядцам.

Среди жителей лесных деревень было немало людей, спасавшихся от гонения за «старую веру». Среди таких людей было немало иконописцев. А местные мастера владели навыками изготовления деревянной посуды: ложки, блюда, чашки, ковши… Деревянная посуда с самых древних времён была у русского человека в большом употреблении.
Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой было неудобно: древесина впитывала в себя жидкости, быстро загрязнялась. Потом заметили, что промасленные стенки посуды легче моются, посуда дольше сохраняется.
Тогда и возникла идея – покрывать посуду олифой. Олифа покрывала изделие непроницаемой плёнкой. Также поступали и иконописцы для предохранений живописи от влаги. Возможно, что в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы.
Художники изображали в основном растительность: гибкие стебли, листья, ягоды земляники или рябины. Иногда встречаются птицы, рыбы, звери. Птица – символ России, символ свободы, широты русской души.
На основании многолетнего народного опыта была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяемая техника окраски деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота.
Технология изготовления хохломской посуды такова. Сначала бьют баклуши, т.е. грубые бруски заготавливают из дерева, в основном из липы, но бывает из берёзы или осины. Затем мастер на станке придают заготовке нужную форму. Так появляется основа – «бельё», т.е. неокрашенное изделие.
После сушки «бельё» грунтуют жидкой глиной, 7-8 часов сушат. Обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер смачивает тампон из овечьей кожи, и равномерно покрывают изделие. В течение дня они накладывают 3-4 слоя олифы. Эта операция очень ответственная, от неё зависит качество, прочность росписи.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
[/align

Следующий этап – «лужение», т.е. втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную овечьим тампоном. Изделие приобретает красивый бело-зеркальный блеск и готово для росписи. В росписи применяют масляные краски. Главные цвета – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие цвета – немного голубого или зелёного.
Кисти делают из беличьих хвостов так, чтобы можно было провести очень тонкую линию. На фабрике в центре хохломской росписи, г.Семёнове трудится 400 художников. Многие из них имеют звание «Заслуженный художник РФ
Расписанные изделия 4-5 раз покрывали специальным лаком, а потом 3-4 часа закаливали в печи при температуре 150-160
Весь процесс изготовления занимает 56 дней.
Так получалась знаменитая хохломская роспись!
Хохлома – это явление уникальное не только для российского человека, но и для всего мира. Особый размах получила Хохлома в 19 веке. Хохломские изделия расходились не только по всей России, но и вывозились в страны Азии и Европы.
Они привлекали покупателей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничной расцветкой, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении. Лак выдерживал высокую температуру, от горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой расцветки.
Сейчас центр – это город Семёнов недалеко от Нижнего Новгорода, где располагается фабрика «Хохломская роспись». Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних времён на Руси считалось изображение цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняет сегодня хохломская роспись.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Хохлома – визитная карточка нашей страны, символ своеобразия русской декоративной культуры.