+1 RSS-лента RSS-лента

Блог клуба - Родительский факультатив

Администратор блога: tatjana
Причины, по которым дети не любят читать… то, что читали мы!

• У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям произведений.
• Дети слишком рано учатся читать -- раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
• Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования — изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
• Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
• Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
• Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
• Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей — это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
• Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше — существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
• Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.
(По материалам Интернета)
Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению?
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению?

Фрагмент книги: О. Маховская. Непослушный ребенок: перезагрузка. — М., Эксмо, 2012.
Почему дети иногда нас не слушаются? Мы же хотим как лучше, мы знаем, что и как надо делать! А может быть, не всегда? Может быть, иногда надо взглянуть на ситуацию глазами ребенка? Новая книга известного психолога Ольги Маховской поможет вам найти общий язык с сыном или дочерью даже в очень сложной ситуации и принять верное решение. Вы узнаете, как вести себя с ребенком, если он: не желает слушать и слышать, что вы ему говорите; не отрывается от компьютера или телевизора; ничем не интересуется, не хочет читать книги, помогать по дому, учиться...
«Неграмотный ребенок»: «Мой ребенок не любит читать. Как мотивировать ребенка читать?»
«Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!», «Как заставить его взять книжку и думать головой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению», «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь». Почему дети всего мира перестали читать?
1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.
2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.
3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.
4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.
5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.
6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Ситуация 1. «Принудительная мотивация»
Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком — принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.
Комментарий:
Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту — отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.
Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».
Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.
Ситуация 2. «Чтение и компьютер»
Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но — чудо! — за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…
Комментарий.
Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение — это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения — буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус — ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение ( игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.
Ситуация 3. «Механическое чтение»
Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, - разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту — читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…
Комментарий.
Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение — хранить и передавать значимый опыт.

(По материалам Интернета).
Книга – источник разума и радости
Значимость книги в жизни ребенка огромна. Она связывает его с настоящим и будущим, учит видеть добро и зло, силу и слабость. Читая, ребенок удовлетворяет свои познавательные интересы, любознательность, развивается эстетически и нравственно.
Но в дошкольном и младшем школьном возрасте процесс чтения представляет известные трудности, которые могут явиться препятствием на пути самостоятельного чтения.
Если ребенок еще слабо владеет техникой чтения, он может отказываться читать вообще или ограничиваться прочтением первых страниц книги и просмотром иллюстраций.
В этом случае взрослые должны помочь пробуждению у ребенка интереса к книге и к чтению. Здесь огромное значение имеет чтение вслух, потому что чтение-слушание пробуждает у ребенка интерес к книге, желание читать самостоятельно. Интерес к произведению помогает ребенку преодолевать трудности техники чтения, дочитать книгу до конца. «Покажите детям красоту, мудрость, глубину мысли одной книги, но покажите так, чтобы каждый ребенок навсегда полюбил чтение, был готов выйти в самостоятельное плавание по книжному морю» - так писал В.А. Сухомлинский.
Книги для ребенка надо подбирать, учитывая его возрастные особенности и технику чтения.
Книги должны быть самыми разнообразными по содержанию: о Родине, о детях, о растениях и животных, о том, что нас окружает. И, конечно, сказки.
Обязательно беседуйте, рассуждайте с детьми о прочитанном. Это поможет им вдумчиво и сознательно относиться к содержанию книги.
Помните, книги для детей младшего возраста должны быть небольшого объема, с красочными иллюстрациями, которые пробуждают и поддерживают интерес к ним.
Если ваш ребенок полюбит чтение в раннем возрасте, то книга на всю жизнь останется для него не случайным развлечением, а источником разума и радости!
Т. Копорушкина (По материалам Интернета).
Книги и подросток
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Подростки должны знать, что процесс чтения может быть настолько же увлекательным, как компьютерная игра, а самое главное то, что он принесёт им гораздо больше пользы и знаний.

Когда ребёнок взрослеет, у него появляется много вопросов и ему просто нужна поддержка и мудрый друг. Именно книга может стать таким помощником. Сейчас книжные магазины переполнены разнообразной литературой. Это книги на тему взросления, самоопределения, дружбы и любви ― классические и современные, отечественные и зарубежные.
Если вы заинтересованы в том, чтобы ребёнок читал книги, прежде всего, просто заинтересуйте его, не стоит слишком упирать на полезность чтения и на те книги, которые, по вашему взрослому мнению, нужны для развития. Вряд ли стоит пытаться заставить подростка, который и так не любит читать, знакомиться с творчеством писателей, которых вы и сами в его возрасте не слишком жаловали. Пусть подросток для начала увлечётся, научится видеть образы и сопереживать героям, воспринимать печатное слово, а не готовую картинку. Позвольте ему сделать выбор самостоятельно.
Какой должна быть книга, чтобы понравиться обычному подростку?
В книге обязательно должен быть главный герой, который спасает мир, самостоятельно, без взрослых. Каждый подросток считает себя полностью самостоятельным и однозначно взрослым.
Подростковый возраст ― это пора любви и романтических увлечений, поэтому в книге должна присутствовать любовная линия. Причём чем больше, тем лучше: пусть герои влюбляются, встречаются, расстаются, страдают. В этом возрасте верят в истинную любовь, и неудачная шутка по этому поводу может испортить всю книгу. Нельзя отнимать у подростка веру в истинную любовь.
В книге обязательно должен быть счастливый конец. Финал любого подросткового произведения должен быть счастливым или хотя бы дарить надежду.
Книги для подростков должны «сеять разумное, доброе, вечное», но не только. Пусть герои произведений пробуждают в душе подростка желание прочесть ещё, сесть и разобраться, что будет дальше. Возможно, со временем повзрослевший подросток скажет: «Эта книга изменила мою судьбу».
Фантастика
Если ваш подросток любит «фэнтези» и ему нравится читать «Гарри Поттера» ― это уже хорошо! Потом можно будет предложить некоторых авторов, пишущих книги для подростков в схожем жанре: в их числе, например, Дмитрий Емец (серия «Мефодий Буслаев»), Евгений Гаглоев («Зерцалия»), Наталия Щерба («Часодеи»), Керстин Гир («Таймлесс») и многие другие.
Также любителям фантастики стоит посоветовать подростковую серию Роберта Хайнлайна ― «Звёздный зверь», «Марсианка Подкейн». Есть интересные произведения и советских авторов: «Человек–амфибия», «Девочка с Земли», «Приключение Электроника».
Приключения
В пятнадцать лет не хочется читать что-то скучное и нудное, современным подросткам подавай авантюристские, приключенческие рассказы. Например, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Хоббит» Толкиена, «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, «Дети капитана Гранта» и вообще все книги Жюля Верна, Майн Рида и его «Всадник без головы», «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма и многие другие.
Саморазвитие
Безусловно, чтение ― это не только эстетическое удовольствие, это ещё и много знаний. Именно поэтому многие книги создаются для саморазвития человека. Взрослеющим ребятам будет полезно почитать о том, какие методики применялись успешными людьми, какие советы, основанные на практическом опыте, дают они заинтересованной читательской аудитории.
Это книги Дж. Кехо «Подсознание может всё», А. Курпатов «27 верных способов получить то, что хочется», «Думай и богатей», Г. Форд «Моя жизнь, мои достижения». Особое внимание ребят обратите на книгу Д. Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей».
Девочкам-подросткам можно порекомендовать классику про первые отношения и романтические чувства: "Ася" и "Первая любовь" И.С. Тургенева, "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте. Сейчас очень много книг на полке из серии «Любимые книги девочек». Это книги про то, как стать красивой и популярной среди сверстников, как завоевать внимания молодого человека.
Хорошие книжки для подростков - это книжки для любого возраста. Но очень хочется, чтоб именно стоящие, умные и жизнеутверждающие книги своевременно попали в руки подростку и научили его лучше понимать людей, мир и своё место в нём.
По материалам .xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/248-kakie_knigi_nujno_chitat_podrostkam
Переходный возраст
Переходный возраст назван так не случайно. Переходное состояние – это особое, исключающее покой состояние. Представим, как чувствует себя человек на вокзале: немного тревожно, ведь уютный, хорошо известный мир прежнего дома оставлен позади, впереди что-то неизвестное, вызывает тревогу. Но одновременно это делает его возбуждённым и предчувствующим что-то неведомое, захватывающее и удивительное. Эйфория, тревога, отсутствие привычного покоя, часто растерянность. Всё меняется, нет ничего устойчивого. Сегодня половое созревание начинается гораздо раньше, чем у родительского поколения. У девочек – в возрасте 10 лет, у мальчиков около 11. Нормой физиологи считают и 8 лет, и 16. Изменения тела у подростков и их переживания по этому поводу можно сравнить с изменениями у беременной женщины, которая каждый день замечает что-то новое. Философия сравнивает тело человека с домом. А когда дома ремонт, все непривычно и неудобно. Период полового созревания продолжается 3-4 года у мальчиков и 5-6 лет у девочек. Тема тела требует предельной деликатности и мощной поддержки со стороны взрослого. Раны, нанесенные бестактностью взрослых, могут остаться в душе ребенка на годы. Именно в детстве закладываются предпосылки многих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем взрослого человека. Поэтому родителям следует обращаться к медикам за необходимыми знаниями, а во взаимоотношениях с подростком может помочь психолог. Кто может помочь подростку разобраться с изменениями? Подавляющее большинство родителей не получили полового воспитания в своих семьях. Поэтому лучше всего им следует, сообразуясь с возрастом, полом и уровнем интеллектуального развития ребенка, рассказать ему 3 о собственных находках, потерях и поражениях, пережитых на любовном фронте в годы своего детства и юности. Не нужно обманывать и приукрашивать или говорить о том, о чем не хочется. Подростки сразу чувствуют ложь и фальшь.
Литература. Сегодня не нужно воспитывать подростков на материале тургеневских девушек. Но также не стоит брать за образец воспитания героев телесериалов. Сейчас на книжном рынке имеется качественная научно- популярная и познавательная литература для детей любого возраста и подростков, которая позволяет корректно познакомить их с биологическими и психологическими основами разделения полов. Задача родителей – вовремя приобрести и предложить эти книги подростку.
Школа. Родителям не стоит пренебрежительно относиться, если в школе проводятся занятия на тему полового развития и связанных с этим проблем.
Подростковая среда. К сожалению, именно она несет на себе львиную долю ответственности за половое воспитание наших детей.
Что почитать родителям
1. Ю. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком: как? АСТ, Астрель, Харвест, 2008
2. Розалинд Вайсман. Королева улья, или как выжить в мире девочек. Наше слово, 2013
3. Розалинд Вайсман. Вожаки и ведомые или Как выжить в мире мальчиков. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014
4. Е.В. Мурашова. Ваш непонятный ребенок. Дрофа, 2002
5. Роберт и Джин Байярд. Ваш беспокойный подросток. Академический проект, 2013
6. Адель Фабер, Элейн Мазлиш. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили. Эксмо, 2012
7. Франсуаза Дольто. На стороне подростка. Рама Паблишинг, 2013
8. Найджел Латта. Пока ваш подросток не свел вас с ума. РИПОЛ Классик, 2012
9. Нелли Литвак. Наши хорошие подростки. Альпина нон-фикшн, 2012
10.Уильям Поллак. Настоящие мальчики. Как спасти наших сыновей от мифов о мальчишестве. Ресурс, 2013
11.Наши подростки: воспитывать, понимать, любить. Clever, 2014
12. И. Млодик. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. ИД «Генезис», 2007
По материалам :pms-sochi.ru›3_zanjatija_o_podrostkakh.pdf
libreriz 0 Нет комментариев
Что предложить почитать ребенку
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Каждый родитель озабочен поисками современной литературы для своего ребенка и сталкивается с проблемой – что же читают современные дети? Мы предлагаем список книжных хитов, которые сделают досуг детей и их родителей еще интереснее. Это книги, способные развлечь детей и взрослых, и веселые идеи для совместных игр. Книги, задающие сложные вопросы, над которыми хорошо поразмышлять в одиночестве или обсудить с близким человеком. Книги для первого самостоятельного чтения и романы для чтения с фонариком под одеялом.
Ася Ванякина «Айсберг на ковре, или Во что поиграть с ребенком?»
Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»
Рекомендуемый возраст: от 1,5 до 5 лет
Талантливая мама и популярный блогер Ася Ванякина долго собирала идеи игр для своего сына Оси на бумажках, потом стала записывать в блокнот — и наконец, все это стало настоящим руководством по волшебству с потрясающими идеями и подробными фотографиями. Зачем играть со льдом и как им рисовать, как сделать волшебные ледяные лампы и построить на полу ледяной поезд?
Николас Шуфф «Видимые-невидимые друзья»
Издательство: «Самокат»
Рекомендуемый возраст: от 6 до 9 лет
Если родители ссорятся так сильно, что хочется немедленно спрятаться, можно скрыться у необычного друга. У Лео, например, в комнате живет крылатый конь, готовый унести мальчика прочь, стоит только попросить. Взрослые обычно называют таких друзей воображаемыми, но дети-то знают, что волшебные друзья существуют на самом деле.
Аргентинский писатель Николас Шуфф собрал истории мальчишек и девчонок, чьи заветные желания исполнились благодаря видимым-невидимым друзьям. Нина мечтала прекрасно выступить на школьном концерте – и ей помог бумажный журавль. Черная кошка, которая отлично умеет шить, сделала так, что Ноэлии удалось надеть на праздник чудесное платье старшей сестры. Все герои книги Шуффа знают друг друга, но даже не догадываются, что у каждого из них есть помощники — говорящая жаба, смелый лев, невидимая собака. «Видимые-невидимые друзья» — сборник историй о взрослении и о той помощи, предложенной исподволь, которая так нужна детям.
Дэвид Алмонд «Скеллиг»
Издательство: «Азбука», серия «Почти взрослые книги»
Рекомендуемый возраст: от 10 до 15 лет
Эта необычная история уже выходила в 2004 году, но почему-то быстро исчезла из книжных магазинов. Пока читатели ждали переиздания, «Скеллиг» получил престижную премию Г. Х. Андерсена, медаль Карнеги и Уитбредовскую премию за лучшую детскую книгу. Получил не зря. Дэвид Алмонд написал мистический, но при этом очень жизненный роман.
У главного героя, Майкла, в жизни явно не лучшая полоса. Сестренка родилась гораздо раньше срока и лежит «в стеклянном ящичке, опутанная трубочками и проводками», родители на грани и твердят как заклинание, что все будет хорошо. Дом, в который они переехали, никто так и не успел привести в порядок – кругом грязь и кучи старого хлама, а гараж того и гляди рухнет. Но в этом самом гараже, оказывается, живет Скеллиг. Страдающий от артрита сварливый человек-птица с морщинистым лицом и скрипучим голосом, который питается мухами и мышами и любит темное пиво. Хотя и с крыльями, но точно не ангел. Скеллиг слаб, болен и зол. И Майкл совершенно не знает, что с ним делать. Но на новом месте у Майкла, к счастью, есть друг. Мина живет по соседству, наблюдает за птицами, совсем не ходит в школу (потому что это клетка) и наизусть читает Уильяма Блейка, который, скажет она Майклу, видел ангелов в собственном саду. Майкл не знает, как спасти сестренку и чем помочь родителям, но он вместе с Миной может, по крайней мере, спасти Скеллига.
Честная и очень сильная история о страхе за близких, о ценности дружбы, непохожести на других и свободе мысли.
Франсуаза Буше «Я люблю слова»
Издательство: Clever
Рекомендуемый возраст: от 7 до 14 лет
Новая замечательная книга-тетрадь от остроумной французской писательницы Франсуазы Буше. Она отлично знает, «как научить любить книги даже тех, кто не любит читать», она знает, как помочь детям осознать свое счастье и научиться выражать любовь к родителям. А в новой книжке, которую Франсуаза тоже придумала и нарисовала сама, Буше учит любить слова. Знать, какими слова бывают — волшебными, злыми, любимыми и не очень, оценивать их силу и возможности и уметь со словами дружить.
Прежде чем читать книгу Буше, надо приготовить все самое необходимое: голову, карандаш, ластик, ножницы, умение весело смеяться и шевелить мозгами! Потому что книги Франсуазы интерактивные, в них надо обязательно выполнять разные задания, проходить тесты, даже писать родителям анонимные письма и все время помнить, что слова обладают магической силой.
«Я люблю слова» отлично расширяет словарный запас, учит точнее формулировать собственные чувства, мысли и желания и относиться к слову бережно.
Елена Литвяк «Летний сад»
Издательство: «Настя и Никита»
Рекомендуемый возраст: от 6 лет
«Летний сад получил свое имя потому, что первоначально здесь выращивали только «летники» — растения, которые каждый год надо было сажать заново». Но очень скоро Петр Первый приказал привести в любимый сад Петербурга «невиданные в этих краях многолетние растения: тюльпаны, лилии, апельсиновые и лимонные деревья».
Красочная книга Елены Литвяк увлекательно и доступно рассказывает детям о подлинной истории Летнего сада, о его прекрасных статуях и знаменитой решетке. Здесь были первые в России фонтаны и знаменитый Зверовой двор, где жил слон, подарок персидского шаха. В книге рассказывается о тех, кто создавал первый русский регулярный парк, и о тех, кто гулял по аллеям сада и позже воспел его в стихах.
Эту книжку здорово читать перед поездкой в Петербург и потом удивлять родителей интересными фактами. Ее хорошо взять с собой на прогулку по Летнему саду и сравнить первоначальный план парка и нынешний. Самый главный секрет этой книжки в том, что даже если открыть ее дома на диване, все равно окажешься в прекрасном саду.
Ксения Дрызлова, Екатерина Трухан «Нескучалка. Рисуем и играем в дороге»
Издательство: «Манн, Иванов и Фербер»
Рекомендуемый возраст: от 3 до 7 лет
Ксения Дрызлова помогала Зине Суровой придумывать самые первые «Находилки», а теперь продолжает собирать и сочинять занятия для маленьких непосед. Есть «Нескучалка» для тех, кому 3, 4 или 5 лет, а есть для деток постарше: от 5 до 7. В начале каждой книжки собраны задания поспокойнее — для поезда или самолета. А ближе к концу всевозможные идеи игр словесных — на случай долгого ожидания в аэропорту или длинной очереди в поликлинике. И подвижных игр на все случаи жизни. В них можно играть и без книжки, главное — запомнить правила. Вообще, с нескучалкой весело: стоит ткнуть в страницу пальцем, быстро обернуться и найти что-то такого же цвета — и игра началась. Задания на смекалку и развитие воображения, рисовалки, головоломки и запоминалки. Эта книга точно пригодится в дороге и родителям, и детям. Не забудьте только положить ее в сумку вместе с карандашами. И прихватите собственную фантазию и хорошее настроение.
Ирина Кравева «Колямба, внук Одежды Петровны»
Издательство: «Росмэн», серия «Новая детская книга»
Рекомендуемый возраст: от 5 до 9 лет
В серии «Новая детская книга» издательство печатает книги победителей одноименного конкурса. Ирина Краева, филолог и журналист, давно уже пишет веселые истории для детей. И приключения ее дачного соседа Колямбы, которого родители отправили к бабушке набираться сил перед поступлением в супергимназию, очень понравились жюри. Теперь книжка попадет и к читателям. Сын «научной мамы» и внук Одежды Петровны Колямба — любопытный, остроумный, готов дружить, спасать, обезвредить «преступника» и отправиться в дальнюю экспедицию к ближайшему лесу с двоечником Виталькой. Бабушка, конечно, уверена, что только у нее такой непоседливый внук, и время от времени грозится оторвать ему уши. Вот только Колямба и на бабушку нашел управу. Ее ведь звали Надежда, но только она так настойчиво заставляла Колямбу: «Одевай шапку!», отказываясь разбираться в разнице между «одевать» и «надевать», что внук прозвал ее Одеждой Петровной.
Юлия Иванова «Хочу как ты!»
Издательство: «Настя и Никита»
Рекомендуемый возраст: от 3 до 7 лет
Маленькая паучиха Поля считала, что пауки живут очень скучно, только и делают, что сети плетут да вьют веревки. Ничего интересного. То ли дело муравьи, или кузнечики, или пчелы с бабочками! Кому только Поля не пыталась подражать. Даже ходы и лабиринты подземные пыталась строить, как дождевой червяк. Правда, получалось как-то не очень. А потом произошла такая история, что Поля неожиданно поняла: у нее тоже есть особый талант, очень важный и нужный.
Сказка Юлии Ивановой не просто познавательный рассказ о мире насекомых. Это очень понятная детям история о том, как осознать и оценить свою индивидуальность, научиться верить в себя и свои силы. Не стоит подражать другим и быть лучшим на чужом поле — важно хорошо делать то, что умеешь ты сам.
А еще пауки, оказывается, бывают очень обаятельными. Такими, как Поля и ее мама, на рисунках Натальи Салиенко.
libreriz 0 Нет комментариев
О пользе чтения
Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети выросли грамотными, культурными, всесторонне развитыми. А это невозможно сделать, если ребенок не любит читать. Успех обеспечен, если вы самостоятельно займетесь семейным чтением и сумеете направить домашнее чтение своих детей. Открывая ребенку книгу, вы открываете ему мир, заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше, помогаете ему учиться в школе.
Книжку с ребенком следует читать в специально отведенное для этого время. Читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей.
Если ваш ребенок не научился любить книгу, используйте конкретную ситуацию. Предложите такую книжку, которая помогла бы ему разобраться в своих взаимоотношениях с товарищами. Это может быть книга и о том, как вырастить щенка, ухаживать за растениями или собирать марки. Создайте своему ребенку небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует любви к чтению и бережному отношению к книге. Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна. Книга – это знания, хорошие мысли, помощь в труде и в учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное совместное чтение!
Как правило, домашняя детская библио¬тека начинает формироваться из книг, хорошо знакомых самим родителям.
Совет первый: вспомните, что стоит у истоков ВАШЕЙ читательской биографии. Какие книги разбудили читателя в ВАС? Поинтересуйтесь предпочтениями других членов семьи. Вполне вероятно, что общими усилиями вы не только обзаведетесь интересной подборкой детской литературы, но и наконец-то познакомитесь с какой-то чудесной книгой, по каким-то причинам пропущенной в детстве.
Совет второй: не забывайте, что формирование устойчивого интереса к книге невозможно без наличия читательской атмосферы в семье. Ни одна самая замечательная библиотека не объяснит, в чем польза чтения и не разбудит в ребенке читателя, если малыш не будет видеть, как не могут оторваться от захватывающего романа родители, не будет слышать обсуждения взволновавших маму и папу литературных новинок. В читающих семьях существует особый семейный язык — с цитатами, шутками, рифмами и словечками из любимых произведений.
Совет третий: начните читать вместе с малышом. Открыть в себе книголюба никогда не поздно! Действительно, хорошо, если мама и папа с детства зачитывались сказками, стихами, поэмами. А что делать, если вы готовы признаться себе, что не любите читать сами? Не беда! Открывайте мир книг вместе с ребенком, знакомьтесь с новыми авторами, с новыми историями. Вполне возможно, что именно сейчас, будучи родителями, вы по-настоящему увлечетесь детской литературой и заболеете книгами вместе со своим малышом. Хуже, если вы будете бездействовать или надеяться на воспитателя детского сада, школьного учителя, библиотекаря. За редким исключением, никто, кроме вас, не привьет ребенку любовь к книге. Как и во всяком деле, в приобщении крохи к чтению важна постоянность. Грустно наблюдать за родителями, которые, пока ребенок мал, покупают какие-то книжки-игрушки, а потом, когда чадо начинает посещать садик, вспоминают о детской литературе лишь по случаю („Все начали читать детям книги, непременно начну и я”). Подобный подход влечет за собой отсутствие в свободном доступе достаточного количества книг, соответствующих возрасту малыша, и, как следствие, отсутствие интереса к книгам вообще. Поэтому, если вы хотите объяснить ребенку, в чем польза чтения, следите за достаточностью его литературного окружения, реагируйте на возрастные читательские запросы.
Вы обращали внимание на то, как из большой книги ребенок выбирает то, что хочет услышать от вас в качестве прочитанного? Сначала он рассматривает те картинки, где изображены знакомые ему предметы и явления. Затем, взрослея, те, что кажутся ему загадочными или вызывают эмоции: смех или страх. Значит, определяющим в выборе чтения ребенка остается наглядный образ, а не содержание текста. Сегодня выбор книг огромен. Но не все они годятся для чтения детей. При выборе книги обязательно ознакомьтесь с иллюстрациями и текстом.
Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. Дети до сих пор охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского и других, известных вам с детских лет.
Из современных писателей, пишущих для детей, рекомендуем обратить внимание на М. Боровицкую, М. Яснова, А. Усачева, М. Москвину, С. Седова, В. Лунина, О. Кургузлова, И. Пивоварову, Е. Матвееву и др.
Кроме новых имен, издаются и незаслуженно забытые авторы, писавшие для детей, например, Л. Чарская.
Очень важно, чтобы в раннем возрасте у ребенка преобладали детские книги отечественных авторов. Это прививает чувство любви к отечеству, к родному языку, расширяет запас слов, развивает интуитивное понимание основных архетипов и традиций. А переводные детские книги с раннего возраста позволяют ребенку понять, как широк окружающий его мир и как прекрасен человек. Ребенок, получивший в раннем детстве представление о том, что наш мир не ограничивается четырьмя стенами, вырастет добрым, приветливым и вряд ли станет националистом.
Очень важно чередовать для детей стихи и прозу. Проза развивает мышление ребенка, склонность к самоидентификации, к свободе выбора. Поэзия учит мыслить образно и афористично. Детские сказки организуют систему чувств, эмоциональное восприятие и фантазию ребенка.
И помните, что вам, обязательно, помогут выбрать качественную книгу для чтения и помогут разобраться во всем многообразии современной детской литературы в детской библиотеке.
Зачем читать детям вслух?

В современном мире меняется роль книги в жизни ребенка. Если еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга – это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую информацию ребенку (что? где? когда?). Объем информации, который воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в совершенно ином информационном пространстве по сравнению с предыдущим поколением. В тоже время многим социальным аспектам реальности не дается однозначной оценки и у детей не всегда адекватно формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного ребенком, о том какие выводы он сделал? Как он видит окружающую реальность? Современный рынок во многом ориентирован на развлечения, и часто чтиво, предлагаемое читателям, в том числе и детям, носит сиюминутный развлекательный характер. И реклама в этом играет не последнюю роль. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям?
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. Поэтому главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя, которая теряется, когда ребенка оставляют одного для просмотра мультфильма. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и он его не делит ни с приготовлением ужина, ни с разговором по телефону или просмотром программы новостей. И совместное чтение дает такую возможность. И это особое общение. Оно отличается от обычного тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов услышать в повседневной жизни. С другой стороны это общение на темы, важные для самого ребенка.
libreriz 0 Нет комментариев
Дети учатся читать
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Ваши дети рано научились читать буквы как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б» - это буква «Бэ» и т.д. Такой путь ведет к долгому и трудному обучению чтению. Существуют методики, которые помогают быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.
Итак, вот основные правила:
1) Первое.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь.
Это весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учите открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учите твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учите глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.
3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяйте пройденный материал, то есть те звуки, которые вы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.
4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда вы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.
5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и корпеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО «.
10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса.
И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца.