Их именами названы станции и разъезды БАМа

5 июля 2014 - Антонина
article194.jpg

  В этом году страна отмечает 40-летие с начала строительства БАМа.  Имена первопроходцев,  героев-строителей и изыскателей увековечены  в названиях станций, разъездов и улиц.

         В связи
40-летием начало нового этапа строительства БАМ  мы решили узнать, чьи имена носят некоторые бамовские станции и разъезды.

Имена великих людей для амурских станций делятся на несколько категорий. Это декабристы, революционеры, герои Великой Отечественной войны, герои строительства БАМа 30-40-х годов.

 «…Пока нет станции,

Пока одно названье,

Зарниц сверканье

                            и ударный труд!

Но век уже составил расписанье

Тех поездов,

                            что через нас пройдут….»

                                                                           В.Смирнов

 

Железнодорожная ветка БАМ — Тында — Беркакит

82-ой км — станция Аносовская 

 

 

 

 

Аносов Николай Павлович,

(1834-1890)

горный инженер

 

 

Николай Аносов (1834-1890), горный инженер, первооткрыватель россыпей и основоположник золотого промысла в Приамурье. Участвовал в первом «амурском сплаве» и составил геологический очерк берегов реки  Амур. Открыл первые в Приамурье промышленные россыпи золота по рекам Купури, Мадалану. В последующие годы руководил работой поисковых партий в бассейнах рек Ольдой, Зея, Бурея, Селемджа.

Имя Аносова носит село в Шимановском районе на берегу р. Ульмин вблизи Амура. Село основано в 1857 году. Также существует поселок Аносовский — в 89 км к юго-юго-западу от Тынды, и одноименная станция на железнодорожной ветке БАМ — Тында — появилась в мае 1975 года.

 

133-й км — станция Беленькая

ж/д линии Бамовская — Тында

 

 

 

 

 

 Беленький Абрам Ефранович,

(1905-1931),

инженер по строительству дорог

 Сегодня мало, кто помнит, но именно изыскатели БАМа 1930-х годов ценой неимоверных усилий заложили основу для советской «стройки века», развернувшейся в 1970-1980-х годов. «Первопроходцы, вступившие в дикую тайгу во имя большой мечты о завтрашнем дне», — так характеризовала их пресса тех лет. В числе таких первопроходцев был молодой инженер-железнодорожник Абрам Беленький.

 

Абрам Беленький (1905-1931), инженер по строительству дорог, начальник изыскательской партии в экспедиции по линии Большой Невер — Алдан — Якутск. Абрам Ефремович заболел и умер на трассе близ п. Нагорного. В 1933 году в его честь на трассе Бамовская — Тында появилась станция Беленькая.<o:p></o:p>

Поселок Беленький основан комсомольцами, посланцами Горьковской области в 1974 году на месте бывшего одноименного поселка трассы БАМ — Тында, существовавшего в 1937-1941 годах.

 

 

269-й км — разъезд имени Рихарда Зорге 

 

 

 Рихард Зорге

(1895-1944)

 

          Жизненный путь Рихарда Зорге  в изображениях его современников и потомком  испещрен большим количеством "белых пятен". И как сказал Мейстера Экхарта: 

"Внутренний и внешний человек различны между собой, как небо и земля". Таким был Рихард Зорге. С одной стороны, — это интеллектуал высшей пробы, наделённый аналитическим умом и продуктивной способностью стратегического мышления, замечательный журналист и классик геополитики.

Немецкий журналист, разведчик, Рихард Зорге в начале 30-х годов приехал в Китай, чтобы создать разведывательную группу. Тогда империалисты Америки, Англии, Японии всеми силами старались столкнуть китайских милитаристов с Советским Союзом.  Благодаря информации Р.Зорге советское командование смогло перебросить с восточных границ страны под Москву ряд ряд дивизий и одержать победу под столицей.

         8 ноября 1944 года Р.Зорге был схвачен и казнён в Японии. Звание Героя Советского Союза присвоено ему посмертно. Благодарные амурчане назвали именем Рихарда Зорге железнодорожный разъезд на БАМе.

По данным сотрудника музея истории БАМа Татьяны ОКС, точного ответа на этот вопрос нет. Зорге накануне Второй мировой войны работал в Китае и Японии как польский корреспондент и предупредил Советское правительство о готовящемся нападении на СССР, в том числе со стороны Японии. И, видимо, в благодарность, амурчане назвали его именем один из разъездов — до нас-то от Японии ближе, чем до Москвы!

 

Кубеев, М. Обречённый на казнь: Документальный рассказ о Рихарде Зорге / М.Кубеев  // Дальний Восток. – 199. — № 2. – С.73-116

 

2377-й км — станция Бестужево 

 

             

 

 

 

Бестужев                                                                 Бестужев

Николай Александрович                                     Михаил Александрович

 

Братья Николай Александрович и Михаил Александрович Бестужевы  окончили в Санкт-Петербурге Морской кадетский корпус, а затем поступили в «Союз спасения». 14 декабря 1825г. они встали в ряды бунтовщиков и приняли участие в восстании декабристов на Сенатской площади. 1826-27гг. во время следствия братья Бестужевы содержались в крепостях Петропавловской и Шлиссельбургской. В конце 1827г. их отправили в заточение в Читинский острог, а потом на поселение в Петропавловский, где они и умерли

Даровитые и образованные братья Бестужевы  на месте ссылки сумели стать полезными людьми. Николай Александрович был талантливым механиком. Михаил Александрович придумал «бестужевку». Особый вид тележки приспособил к местным дорогам. Братья слыли отличными хозяевами и своим ведением хозяйства стали образцами едва ли не для всей Сибири где до сих пор известны «бестужевский» способ уборки хлеба, «бестужевский» способ кладки печей и.т.д., 

В то же время братья Бестужевы известны и как хорошие писатели. Во время жизни в Сибири Николай Александрович написал несколько рассказов и повестей, которые вошли в сборник «Рассказы и повести старого моряка». От Михаила Александровича, кроме статей и заметок, остались: большое сочинение о буддизме и богатые по своему содержанию «Записки».

В честь братьев декабристов братьев Бестужевых названа станция на восточном направлении от Тынды – Бестужево.

 

 

Киреев, Р. Александр Бестужев: «Нежный цветок Севера, ты увянешь под моим знойным дыханием» / Р.Киреев  // Наука и религия. – 2004. — № 1. – С.24-27

Н.А.Бестужев // В кн.: Голубева А.Д. Автографы заговорили. – М.: 1991. – С.34-41

Суражев, Е.  Декабристы братья Бестужевы: [Станция Бестужево названа в честь братьев Бестужевых Николая и Михаила] / Е.Суражев // Амурская правда. – 1999. – 14 мая. – С.3

 

                

2593-й км — разъезд имени Клепикова

 

 

 

 

Клепиков Георгий Петрович

(1923-1944)

 

Георгий Клепиков родился в 1923 году в селе Овсянка  (Зейский район Амурской области). После окончания неполной средней школы и курсов трактористов работал в колхозе. В 1942 году Клепиков был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В том же году он окончил Благовещенское военное училище. С марта 1943 годалейтенант Георгий Клепиков  — на фронтах Великой Отечественной войны. 

2 августа 1944 года рота Клепикова переправилась через Вислу в районе города Аннополь Люблинского воеводства Польши на остров и захватила на нём плацдарм. Противник предпринял ряд ожесточённых контратак, но всё они были успешно отбиты. В тех боях Клепиков погиб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за «умелое командование подразделением при форсировании Вислы, проявленные в боях отвагу и героизм» лейтенант Георгий Клепиков посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Был также награждён орденами Ленина, Александра Невского и Красной Звезды

В честь Клепикова установлен памятник, названы улица и ДК в его родном селе, а также , назван разъезд на БАМе.

2628-й км — разъезд имени генерала Милько

 

 

 

 Милько Анатолий Яковлевич,

Генерал-майор ж/д войск,

 командир корпуса в г.Тында

 

 Генерал-майор Анатолий Милько, командир корпуса в Тынде, трагически погиб на стройке. В Тынде его именем названа улица.   

 

 

 

2707-й км — разъезд имени Олега Апетёнка.

 

 

   Олег Петрович Апетёнок, солдат срочной службы

 

Уроженец Минской области, Олег призвался в армию 19-летним пареньком и попал в мостостроительный батальон, которому поручалось возведение мостов на восточном участке БАМа.

 Лето 1984-го выдалось дождливым, и таёжная речушка Мульмуга быстро превратилась в коварную реку. Вывороченные с корнем деревья, сгрудились у моста, могли снести водную переправу, и Олег вместе со своими сослуживцами бросился спасать её. Увлекшись работой,  Апетёнок не успел оглянуться, как сам оказался в воде. Ни собственные усилия, ни старания друзей не помогли Олегу выбраться на берег. Бурлящий поток поглотил его. Несколько недель шли поиски тела солдата, но погибшего так и не нашли.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Олег Апетёнок за проявленный героизм при спасении понтонной переправы был посмертно награждён Орденом Красной Звезды. Его именем назван разъезд Байкало-Амурской магистрали в Амурской области. В своё время на месте гибели воина его сослуживцы установили скромный солдатский монумент, который со временем стал разрушаться.  В 2005 году по инициативе главного инженера Тындинского отделения ДВЖД  Юрия Пирогова решено обновить монумент и установить его на привокзальной площади станции Верхнезейск, в районе, где служил Олег Апетёнок.

 

Шестак, И. Память жива: О.П.Апетёнок  / И.М.Шестак   // Авангард. – 2005. -  9 августа. – С.2

 

 

2834-й км — разъезд имени Мирошниченко

 

 Мирошниченко Виктор Петрович 

(1917-1941),  сержант ж/д войск,

Герой Советского Союза

 

 

В декабре 1982 года у  военных строителей Февральска появился транспорант: «Есть февральск, даёшь разъезд имени В.Мирошниченко!» На 491-м километре трассы от Тынды предстояло  сомкнуть рельсы восточного и центрального участков БАМа, уложить «золотое» звено на восточном плече магистрали.

28 апреля 1984г. на неприметном разъезде на полтора года раньше намеченного срока воины-железнодорожники сомкнули рельсы 1470-километрового Восточного участка БАМа.

Воины-железнодорожники предложили назвать разъезд имени их однополчанина Героя Советского Союза сержанта железнодорожных войск Виктора Мирошниченко. Осенью 1941 года, выполняя приказ командования, он ценою своей жизни уничтожил мост через реку Снопоть, близ станции Фаянсовая  и остановил тем самым продвижение врага. 

 В феврале 1974 года от его имени  Леонид Смирнов забил первый «серебряный» костыль в начальное звено магистрали. На лицевые счета В.Мирошниченко записаны сверхплановые кубометры отсыпанного грунта и уложенного бетона, дополнительные метры укладки стальной колеи.  

Виктор Мирошниченко (1917-1941), во время Великой Отечественной ценой жизни взорвал в тылу гитлеровцев мост близ железнодорожной станции Фаянсовая. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени.

В районе разъезда Мирошниченко 28 апреля 1984 года было уложено «золотое» звено, соединившее рельсы центрального и восточного участков.

 

Кривченко, А. Даёшь разъезд Мирошниченко!  / А.А.Кривченко // В кн.: БАМ (Байкало-Амурская магистраль) – панорама всенародной стройки. Выпуск 10. – 1983 год. – Благовещенск, Амурское отд. Хабаровского кн. изд. – 1984. – С.115-124

Мокрякова, Е. Рассказывай про БАМ, рассказывай…/ Е.Мокрякова  // Север — Телепорт. – 2006. — № 35. –С.6

 

 

 

Памятник В.Мирошниченко

на привокзальной площади

 

 3118-й км — разъезд Гвоздевского

 

 

 

 

 

Гвоздевский Фёдор Алексеевич

(1901-1962), руководитель

«БАМтранспроекта»

 

  Фёдор Алексеевич Гвоздевский(1901-1962) в 1932г. с отличием окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1938г. назначен руководителем созданного БАМтранспроекта,  где выполнял огромный объём проектно-изыскательных работ по БАМу и обосновал наиболее выгодное  направление трассы, которым руководствовались при сооружении магистрали строители 30-40-х и 70-х годов. С 1940г. – заместитель начальника Главного управления лагерей ж/д строительства.

 С 1942г. назначен начальником строительного управления Волгожелдорстрой, руководил строительством железных дорог вдоль Волги, Часть полотна была сделана из шпал и рельсов, снятых с уже построенных участков БАМа. Эта железная дорога внесла большой вклад в разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Заслуги Ф.А.Гвоздевского были оценены орденом Ленина и орденом Красной Звезды.

 

Мокрякова, Е.  Рассказывай про БАМ, рассказывай… / Е.Мокрякова  // Север  Телепорт. – 2006. — № 35. – С.6

         

Мохортов  Константин Владимирович

(1913-1989)

 

              

 

 К.В.Мохортов родился в 1913г. в Херсонской области. С 1974г. по 1986г. - начальник Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (ГлавБамСтрой), заместитель Министра транспортного строительства СССР. За строительство Байкало-Амурской магистрали удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.

В Тындинском регионе началось строительство нового разъезда – на 29-м километре участка Бамовская – Тында, между станциями Штурм и Муртыгит. С его появлением увеличатся пропускные возможности Малого БАМа.

В настоящий момент этот участок, который соединяет Северный широтный ход и Транссибирскую магистраль, наиболее загружен. По нему перевозят уголь с Нерюнгринского разреза, железную руду с Олекминского месторождения. С появлением нового разъезда количество пропуска поездов на этой грузонапряженной линии должно увеличиться в разы.

Недавно на место будущего объекта начали заезжать механизаторы. Строить разъезд будет МК-74, которая ровно 40 лет назад, в 1973 году, отсыпала здесь земляное полотно под Малый БАМ. Строителям предстоит отсыпать основание под новые пути.– На участке планируется строительство еще трех разъездов и вторых путей, – говорит заместитель главного инженера железной дороги Александр Бугера.

Символично, что разъезд назовут в честь начальника Главбамстроя Константина Мохортова, который внес значительный вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали. Открытие разъезда планируют открыть в 2015 году. Одна из улиц города Тынды носит название К.В.Мохортова.

Шестак, И.  Строитель: [К.В.Мохортоа] / И.М.Шестак  // Авангард. – 2000. – 8 сентября. – С.1,2

О переименовании части улицы Амурской в улицу К.В.Мохортова: [Постановление мэра города Тынды №733/5  от 11.07.2000г.]  // Авангард. – 2000. — № 82. – С,1

Большая жизнь: [Слово о Константине Владимировиче Мохортове] // Авангард. – 1989. – 2 декабря

«… И вот уже построена дорога,

Идут по магистрали поезда!

Пройдут года.

Потомок беспристрастный

Когда-нибудь задаст вопрос свой нам,

И мы тогда бесхитростно и ясно

Расскажем, как прокладывали БАМ…»

                                                           В.Лукашенко

                    Составитель: Максюта А.П.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4708 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий